| Новости | Обо мне | Русский варган | Проекты | Обучение игре | Изготовление | Ссылки |   

Исполнение русских мелодий

I. Разбор по фразам русских народных мелодий (видео)

"Пойду ль я, выйду ль я, да"
"Подгорная"

Большое количество варганных мелодий разных народов мы разбираем в "Клубе варганистов"

II. Учимся варьировать русские мелодии

БАРЫНЯ

Это один из наиболее известных русских народных наигрышей, а также песня и пляска, эти вещи не разделяются в народной традиции. Мелодия очень старая, сохранившаяся с давних времён именно благодаря существованию такого феномена как народная традиция, когда в устной форме музыка передаётся из поколения в поколение. Такое способны выдержать только самые интересные для очень многих людей наигрыши. Поэтому очень распространенные Барыню и Камаринского, можно считать одними из самых важных для русского народа наигрышами.

С интересной версией возникновения можно ознакомиться в статье: Мартемьянов, Т.А. Правда о “Комарицкой” и “Барыне”.

Наигрыш «Барыня» имеет и другие названия. Вот, например в Липецкой области: «Наигрыш «Барыня», встречающийся повсеместно…. В одних селах он известен под названием «Русского» (с. Доброе, Большой Хомутец, Крутое и т.д.), в других – «Круговая» или «Чумовая» (с. Каликино), а в некоторых местах – «Бешеного» (с. Крутое, Кривец, Трубетчино). Характерные названия исполнители объясняют либо темпом исполнения, либо особым эмоциональным настроем: «Бешенова» – это очень быстрая «Барыня». «Барыня» и «Русскага» – пляска одно и то же, только «Русскага» пляска играется порезче» (с. Ратчино)»

Все эти нюансы очень важны и их стоит изучать по экспедиционным записям, но мы начнем с основы, с самой мелодии. Строго говоря, она очень проста и состоит всего из одной фразы. Однако при исполнении, её все время варьируют - мелодически, ритмически и гармонически (на инструментах позволяющих это). Благодаря этому «Русского» может звучать хоть 10 минут и все равно не приедаться. Очень часто (но не всегда) эту фразу играют попарно, объединяя два оборота фразы в некий диалог. Тут уместно вспомнить слова барыни, тоже состоящие из диалога мужика и барыни. Ещё одна особенность, отличающая её от почти всех других мелодий: фраза, и вся мелодия целиком заканчиваются на неустойчивую ступень лада, чаще всего используют четвёртую.

Давайте научимся нескольким основным вариантам. Слушаем запись (Варган Ля), на ней сыграно пять примеров в медленном темпе (извините, с ритмом местами не идеально):

Пример 1 и 2:
3-12314-
3112314-
Пример 3:
31-2314-
3(111)2534 –запись без ритма
Пример 4:
33223344
332(234)34
Пример 5:
314534-
314534-


Для воспроизводения аудио включите Flash в вашем браузере
Барыня. Скачать mp3


Слушаем Барыню в разных близких к аутентичным исполнениях. Может даже показаться, что это разные мелодии)) Снимаем с записей разные варианты!
1. Русского под пляску
2. Отличие Русского от Барыни)

Пробуйте сыграть и обязательно выкладывайте черновики, будем исправлять чистоту обертонов и затем, на следующих уроках учиться варьировать, импровизировать и искать свой стиль!

БАРЫНЯ. Варьирование

Несмотря на простоту народных мелодий, нередко состоящих всего из одной музыкальной фразы, в руках опытных музыкантов они звучат изумительно. Поражает, что на танцах русский наигрыш может звучать минут восемь или даже дольше и все время есть что-то новое, неповторяющееся. Правильнее всего назвать такой способ исполнения - непрерывным импровизационным варьированием мелодии так, чтобы получалось логичное в музыкальном смысле произведение.
На прошлом уроке мы выучили пять готовых вариантов фразы, скопированных у народных исполнителей, давайте ознакомимся с принципами такой вариационной игры и придумаем свои собственные фразы. На варгане доступно два основных способа варьирования: мелодическое и ритмическое. Начнём с первого.

МЕЛОДИЧЕСКОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ заключается в постоянном изменении нот в мелодии, придании ей мелодической разнообразности. Однако очень важно, чтобы звуки наигрыша попадали в гармонию. Особенно это критично при игре в ансамбле с другими музыкантами, чтобы, как говорят в народе, инструменты «ладили» между собой. Традиционная музыка является устной культурой, ей обучаются без использования нот, поэтому я предлагаю вам не законченную музыкальную теорию, а некоторые, самые базовые подсказки. Опираясь на них, можно немного освоиться с варьированием, но потом лучше всего продолжать учиться импровизировать у носителей традиции на слух.



На рисунке вы видите ступени варганной гаммы - диапазон обертонов после седьмого, на котором мы играем мелодии. Он весьма похож на мажорный звукоряд (состоящий из ступеней 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7), однако самое интересное, что в народной музыке очень широко используют пониженную седьмую ступень. Можно предположить, что они используют не столько классический мажор, сколько восьмитонный лад, близкий к тому, который мы имеем в наших варганах!* Картинка наглядно показывает симметричность этого лада с восемью звуками, с пятой ступенью посередине, что подчеркивает её особую роль в ладе, но об этом ниже.
Синим цветом помечены все неустойчивые ступени лада, и все эти звуки закрытые.
Красным – устойчивые ступени, это открытые звуки.

Упрощённо можно следовать следующим правилам:
1. Закрытый звук в мелодии можно заменить любым другим закрытым.
2. Открытый звук в мелодии можно заменить любым другим открытым.
3. Пятую ступень можно сыграть почти вместо любой другой ноты (в «барыне» её нельзя использовать в финале фразы, где обязан звучать неустойчивый звук).

«Гармония» наигрыша «Барыня» обычно выглядит
(0- открытый, Х-закрытый, здесь имеются ввиду основные ноты мелодии, более
мелкие по длительности, проходящие звуки могут не соответствовать):

так: а) 000Х00ХХ
или так: б) 00ХХ00ХХ
Попробуем найти свои варианты (меняем ноты по указанным правилам):
3-12314- это основная тема
000Х00ХХ – чередование в ней открытых и закрытых («гармония»)
1112334- вариант 1
3132114- вариант 2
3-15314- вариант 3
далее придумайте по этому принципу свих 4-6 красивых вариантов
Иногда гармонию в середине немного меняют:
33223344 основная тема
00ХХ00ХХ чередование в ней
5544114- вариант 4
13243144 вариант 5
Попробуйте придумать и такие, свои варианты.
А ещё можно уходить наверх:
21 21 7 7 Ь7 Ь7 6 –
5 5 5 7 21 Ь7 6
И вниз:
1 1 1 07 1 1 2 –


Звуковых примеров не делаю, поскольку учимся находить именно свои собственные варианты. Записывайте и выкладывайте их в комментарии. Учитесь придумывать их на ходу (импровизировать в полном смысле этого слова), соединять разные варианты фразы в единую композицию!

КАМАРИНСКАЯ. Мелодическое варьирование


Камаринская, как и Барыня, является одним из наиболее известных русских народных наигрышей. И под тот, и под другой поют и пляшут. Слова "Камаринского" очень разнообразны и порой весьма неприличны. Мелодия очень старая, есть версии, что она отражает реалии Смутного времени. С одной из гипотез можно ознакомиться в статье: Мартемьянов Т.А. Правда о “Комарицкой” и “Барыне”.
Давайте разберём несколько фраз «Камаринской»:
Фраза состоит из трех тактов музыкального размера 2/4 . Это значит, что если вы включите метроном или будите топать доли такта, то ваши удары должны приходиться на доли, помеченные красными треугольниками на иллюстрации.

Фраза 1 |5342|3121|231-|
Фраза 2 |1344|3321|231-|
Фраза 3 |5-66|5556|543-|
Фраза 4 |5566|5544|543-|
Фраза 5 |1344|332-|5-3-|
Фраза 6 |5544|3322|321-|


Все фразы замедленно сыграны на варгане:
Для воспроизводения аудио включите Flash в настройках браузера
Барыня. Скачать mp3




Это хорошая отправная точка, но дальше нам надо научиться играть её с вариациями и с определённой стилевой подачей. Нет лучшего способа достижения этих целей, чем многократно послушать и научиться напевать разные варианты народного исполнения, после чего адаптировать для варгана некоторые из них.

В придумывании своих вариантов может помочь метод мелодического варьирования, описанный в прошлом уроке. Когда можно следовать следующим правилам:
1. Закрытый звук в мелодии можно заменить любым другим закрытым.
2. Открытый звук в мелодии можно заменить любым другим открытым.
3. Пятую ступень можно сыграть почти вместо любой другой ноты.
Обычно фразы играют по одной из двух приведённых схем:

Первая |оохх|оохо|хооо|
Вторая |оохх|оохх|охоо|


Несмотря на то, что они немного разные, схемы хорошо звучат вместе.
Поставьте цель научиться импровизировать в подобном стиле свободно и самостоятельно.

Слушаем "Камаринскую" хороших исполнениях и перенимаем стилистику подачи материала.
1. музыка под пляску
2. Казачий круг

КАМАРИНСКАЯ. ритмическое варьирование

Продолжаем. В прошлый раз мы разучили несколько фраз «Камаринской». Поучились определённой стилевой подаче этой музыки, послушав народных исполнителей на других инструментах. Пользуясь уже изученными приемами мелодической вариации, вы придумали некоторое количество своих замечательных вариантов развития. Это все очень важно и это надо продолжать делать, а сегодня мы вступим на ещё один путь развития - мы приступим к ритмическому варьированию.

Суть метода заключается в том, что мы будем менять длительности нот мелодии. Вместо одной ноты мы можем сыграть две, три или даже четыре более коротких так, чтобы они уместились ровно в отпущенное для этой ноты время в мелодии. Можем поступить наоборот - удлинять ноты. Вместо двух (обычно коротких) нот можно сыграть одну длинную, какую-то ноту вообще пропустить, сделав паузу. Одним словом, варьируем ритм свободно, но так, чтобы не выпасть из общего ритмического рисунка наигрыша. Сложно? Поучимся на простом примере.



На рисунке вы видите один из вариантов "Камаринской", я специально для простоты изобразил её повторяющимися равными по ритму (четвертными) и идущими почти по порядку нотами, они попадают в гармонию - значит все верно. Все варианты описаны в нотах, с помощью таблицы с варганной цифровки (топайте на каждую клеточку и вы прочитаете ритм). Можно послушать аудио файл и понять ритм на слух, каждый вариант там повторяется дважды.


Для воспроизводения аудио включите Flash в настройках браузера
Камаринская. Ритмические вариации. Скачать mp3


1 вариант - мы будем заменять каждую первую четвертную ноту каждого такта двумя нотами, которые в два раза короче по длительности (восьмыми), делать такой коротенький пассаж вместо первой ноты и уходить в нём все время будем на соседнюю, более низкую ноту. Насчет попадания в гармонию - не волнуйтесь, такие короткие ноты называются проходными, и их можно брать любые. Здесь и далее я оставлял конец фразы для простоты неизменным.
2 вариант - теперь мы будем заменять вторую четвертную ноту каждого такта двумя нотами. Уходить в пассаже будем вниз.
3 вариант - он похож на первый, но уходим в обыгрывании на одну ноту вверх.
4 вариант - соответственно похож на второй, но уходим на одну ноту вверх.
5 и 6 варианты - комбинированные, мы берём первый такт с одного варианта, переходим на второй такт другого и для простоты заканчиваем, никуда больше не уходя.

Эти варианты надо научиться исполнять настолько свободно, чтобы вы могли не задумываясь по ходу импровизации "гулять" между ними. Надо понимать, что приведенные примеры - это не то, как вам надо играть в итоге, вам нужно на базе этого опыта ритмически разнообразить ваши собственные мелодические варианты, научиться вставлять большее количество нот, чем две, и найти СВОЙ собственный, неповторимый подчерк.

Кажется сложным? На самом деле, это лишь вопрос практики: если вам действительно нравятся наши задорные русские мелодии и вы их часто и осмысленно играете, опыт ритмического варьирования придет быстро. Занимайтесь, снимайте ритмические ходы с других народников, придумывайте свои и всё получится!

<   Назад к списку курсов    |    К курсу "Исполнение мелодий"   >


© Vladimir Markov 2017