| Новости | Обо мне | Русский варган | Проекты | Обучение игре | Изготовление | Ссылки |   

Верхний Диапазон Варгана

       Освоив первую октаву варгана, расположенную от восьмой до шестнадцатой гармоник, можно переходить к разучиванию следующей более высокой второй октавы. Она начинается с шестнадцатой гармонике и заканчивается тридцать второй.
       В принципе, для второй октавы можно использовать такое же чередование открытых и закрытых звуков, как и в первой октаве, однако есть и другая более точная последовательность. Давайте разберемся подробнее. Обертоны расположены по высоте звука не равномерно, не так, как клавиши аккордеона или рояля. Внизу диапазона они настолько редки, что их не хватает для образования мелодии. На первой октаве количество обертонов практически совпадает с количеством нот в европейской мажорной гамме, однако после двадцатого, их уже так много, как нот в индийской музыке, а там октава делится на 22 части (в европейской музыке на 12). Забираясь выше, находим ещё большее и все время увеличивающееся количество звуков, использовать их все мало реально (обертоны образуют экспоненциальный ряд). Записав обертоны в виде нот (основной тон обозначен как нота "До") мы получим следующее:

Надо помнить, что не все ступени обертонального ряда совпадает с равномерно темперированным строем*, ноты, имеющие сильное отклонение помечены стрелкой указывающей направление изменения. Выявив наиболее близкие к мажорной гамме звуки, мы приходим к выводу, что вторую октаву можно исполнить следующими двумя способами:

       Первый и наиболее точный метод требует взять восемнадцатую гармонику, на ноте "Ре" открытым звуком. Аналогично исполняя ноту "Си" второй октавы надо брать обертон тридцать, открытым звуком.

       Второй способ, хотя и дает теоретически большую ошибку имеет более удобное, полностью схожее с первой октавой чередование открытых и закрытых нот. На слух автора этой статьи последний способ звучит достаточно "правильно" и может быть широко использован.
       Разучивание второй октавы обычно не вызывает особых трудностей, если первая октава отработана до автоматизма на варганах разной высоты. Можно воспользоваться методикой описанной для первой октавы или использовать упрощенную:
1. Исполняете первую октаву, заканчивая её "До" второй (обертон 16)
2. Несколько раз подряд повторяете "До" второй октавы, чтобы твердо запомнить на слух этот опорный звук гаммы.
3. Теперь играете "До" "Ми" "Соль" во второй октаве, подбирая их на слух, интервалы между ними будут аналогичны первой октаве, только сами звуки выше.
4. Играете первые пять звуков гаммы, от "До" до "Соль" и обратно.
5. Играете гамму второй октавы полностью

This text will be replaced

       Небольшой звуковой пример, как можно работать по описанной методике (варган на ноту "Соль" (G).

       Вторая октава это не предел, на варгане можно задействовать и третью. Для этого подходит не каждый инструмент, удобнее всего использовать низкие варганы, начиная с ноты "Ре" и ниже. _______________________________________________
       * Европейская система нотной записи служит для фиксации звуков инструментов с равномерно темперированным строем.

<   Назад к списку курсов и статей    |    К курсу "Исполнение мелодий"   >


© Vladimir Markov 2009 - 2016