| Новости | Обо мне | Русский варган | Проекты | Обучение игре | Изготовление | Ссылки |   

Реконструкция Новгородского Варгана 14 века

Введение

Проведённая мною работа про реконструкции варгана XIV в. из Новгорода Великого, строго говоря, не является чисто научной. Главной моей целью была музыкальная реконструкция варгана, на основе опыта изготовления варганов, и исполнения на них русской традиционной музыки. Однако я стремился также добиться и внешней, конструктивной достоверности реконструкции.

Желание поиграть на варганах, какие были у наших предков, думаю, приходило в голову подавляющему большинству любителей варгана. Увы, напрямую, по вполне понятным причинам, оно не осуществимо. Однако идея получить точную копию старого инструмента несколько лет "жгла" мою душу, пока я, наконец, не понял: все, пора…

Почему именно этот варган, ведь есть и другие? Дело в том, что на данный момент в Великом Новгороде всего девять археологических находок варганов. Это не значит, что столько инструментов и было, или что их было просто мало. Из этих данных мы не можем узнать, насколько распространенным был варган, поскольку до нас дошли лишь случайные экземпляры. Но вот среди этих единичных случайностей мы видим два очень похожих инструмента! Они имеют схожие размеры, сечения и форму. Самое интересное, что у них также идентичный "завал" основания рамы на сторону, т.е. похожая несимметричность. Это вряд ли можно названть случайностью. Как человек, умеющий делать варганы, с определённой уверенностью предположу, что эти варганы могли быть сделаны одним мастером (или двуми кузнецами работавшими рядом). Оба варгана датируются одним периодом, но были найдены в разных раскопах! Это даёт основание считать, что данная модель варгана либо изготовлялась в Новгороде, либо, в случае экспорта, была весьма массова по сравнению с другими.



Н-2003,Никитинский р-п,23-59 №260 НГМ_КП_44219 А201-287
Размер: 55х29х7
Датировка: конец XIV в.


Н-1972,Кировский р-п,17-47 №306 НГМ_КП_25060 А19-57.
Размер: 65х3.
Датировка: 60-е гг. XIV в.(по таблице в публикации 70-80-е гг.)

Все эти рассуждения предопределили выбор в качестве прототипа для реконструкции варгана из Нинитинского раскопа, так как важно было найти наиболее типичную для новгородских варганов того периода форму.

Материалы

Из историко-археологических исследований [1] известно, что самым распространенным материалом для ковки было кричное железо. Корпус варгана, вероятнее всего, был изготовлен из него. Для реконструкции я нашёл самою близкую по свойствам, очень малоуглеродистую сталь. Материал корпуса практически не влияет на звук, а сталь в средневековом Новгороде из-за дороговизны экономили даже при изготовлении лезвий ножей, делая приваренную кузнечной сваркой кромку (или трехслойное лезвие, где сталь только посередине). Язычок же из железа невозможен: он не будет пружинить, просто загнется. Известно, что углеродистая сталь в Новгороде использовалась, но была очень дорога. Язычок можно было сделать только из неё, вероятно поэтому варган имеет такие маленькие размеры - с целью удешевления. Все-таки варган это не вещь первой необходимости.

"Массовый структурный анализ стальных изделий древней Руси обнаружил два вида стали, которые применяли русские кузцы. Первый вид - это цементованная (томленая) сталь с однородным строением и равномерно распределенным по всей массе металла углеродом. Второй вид - сталь сварочная неоднородного строения с ферритными (чисто железными) полями и разными концентрациями углерода" [2]. Приведённая цитаты поясняет состав сталей. Известно, что новгородцам требовались не только твердые стали для ножей, но и стали с пружинными свойствами, поскольку в то время во множестве изготавливали ножницы (овечьего типа, с пружинным соединением), а также детали замков. Кроме того делались пилы для косторезов, столяров и плотников. Кстати, в XX и XXI вв. подавляющее количество мастеров разных народностей, будь то раджастанцы, якуты, норвежцы, башкиры, татары, русские и тд., делают язычки варганов именно из полотен пил.

Это очень подходящий материал. Для своей реконструкции я опробовал два варианта язычка. Первый ковался из углеродистой пружинной проволоки и затем термически обрабатывался. Результат получился неплохим, но второй вариант, сделанный из полотна пилы, должен быть надежнее из-за скромных возможностей равномерно прокалить материал перед закалкой в моей мастерской.

Упомянутое цементирование является еще и способом поверхностного упрочнения материала. Я применил другой способ поверхностного упрочнения, настолько архаичный, что он был без сомнения известен в то время - наклеп. Это способ, при котором готовая и, возможно уже термообработанная стальная деталь подвергается ковке в холодном состоянии. Жесткость и поверхностная прочность в таком случае увеличиваются. Я отрубал часть пилы, причем то место, которое было практически "сырым" (термообработана была только часть с зубьями) и ковал молотком без нагрева.

Процесс изготовления

Тщательно исследовав все доступные фотографии и прорисовки, систематезировав впечатления от личного осмотра одного из этих варганов в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике, я могу с определённой уверенностью восстановить последовательность процесса изготовления варгана:



1. Ковалась заготовка квадратного сечения (около 4х4мм).
2. Она ставилась на ребро, и её середина сплющивалась молотком до толщины (около 2,6мм).
3. Концы утончались на конус до квадрата в корне (около 3х3мм).
4. Рама варгана загибалась.
5. Находилась сторона, в которую отогнуты деки на виде сбоку. С этой стороны крепился язычок.
6. Загибалось колено и колечко язычка.
7. Регулировались зазоры.

Отдельной проблемой было восстановление исходной формы и толщины рамы, поскольку у оригинала она немного изъедена поверхностной коррозией, причём в разных местах на разную величину. Однако внимательный анализ каверн позволяет предположить исходные размеры сечений.

Форма колечка и колена язычка

Поскольку от язычка сохранилась только небольшая часть в корне, мы не можем узнать, какова была его форма. Язычок сохранился только на одном из девяти новгородских варганов, и для реконструкции форма колечка полуокружностью взята с него. Такой вариант удобен при игре. Во всех сохранившихся народных традициях, использующих дуговые варганы, при абсолютной разности стилей играют только ударом на себя. Двухсторонние удары по язычку - это позднее явление. Можно предположить, что и в средневековом Новгороде играли "на себя", а делать это было удобнее по полуокружности, чем по чуть отогнутому кончику язычка. Форма загиба колена у реконструкции выбиралась из эстетических соображений, а также из предполагаемого качества звука у оригинала (см. ниже).

Качество звука

Звук варгана — это очень сложная и непостоянная вещь. У подавляющего большинства мастеров, включая и умельцев, делающих инструменты экстра-класса для виртуозов, звук инструментов от экземпляра к экземпляру весьма существенно меняется. Ремонтируя сломавшийся язычок своего же варгана, мастер, как правило, получает новый, иной звук. Поэтому задача точной реконструкции звука при изготовлении этого экземпляра варгана не ставилась. Звук зависит от многих конструктивных факторов, и в основном от тех, которые не сохранились на исходной модели, а именно: от распределения жесткости по язычку, заточки кромок язычка, геометрии зазоров рабочей части... Мне было интересно послушать, как вообще может звучать варган такого размера с таким узким язычком при разном качестве настройки.

По качеству звука можно условно выделить четыре типа варганов:

     1. Плохое качество — это, вероятнее всего, наиболее ходовой товар и основная масса изделий во все времена. Вся геометрия случайна. Практически непригоден для интонирования звуков.
     2. Среднее качество звука. Такой варган имеет слегка заточенные кромки, достаточно близко сведенные рабочие зазоры. Язычок находится в их плоскости, но не точно. На таком варгане уже можно играть мелодии.
     3. Высокое качество. Все упомянутые параметры доведены до высокого уровня, дающего хороший звук мелодий. В средневековом Новгороде такой варган вполне мог быть изготовлен при существовавшем в то время уровне кузнечного мастерства, если мастер ставил соответствующую задачу.
     4. Высочайшее качество — подобные варганы и сейчас существуют в незначительных количествах и весьма трудно предположить их массовое бытование в 14 веке.

Так каким же был звук нашего средневекового варгана? Ряд косвенных моментов позволяет предположить у него весьма неплохое звучание, или по крайней мере тот факт, что мастер был опытным варганостроителем:

     1. Передние кромки оставшихся частей язычков двух рассматриваемых варганов говорят о том, что они были сломаны и вероятнее всего при игре. Если это так, то они были ослаблены в этом месте. Вспомним, что язычки с постоянной толщиной и обычной конусностью в плане чаще всего ломаются у самого корня, в месте заделки. А вот язычки, у которых снята толщина недалеко от корня, что заставляет переднюю часть колебаться без изгиба и очень благотворно влияет на звук, ломаются так, как сломалась вот эта норвежская мунхарпа, над звуком которой упорно работали. Это очень похоже на наши находки.
     2. Если посмотреть на рассматриваемые варганы сбоку (на фото варган из Никитинского р-па), оба они "скошены" на одну сторону, но совершенно не случайным образом, а так, чтобы язычок, закреплённый на одной из сторон рамы, ровно проходил через её рабочие кромки (красная линия на фотографии). Если бы рама была сделана симметричной, а язычок закреплен с одной из сторон, то он бы шёл через кромки под углом, и это непременно дало бы много негармоничных призвуков, или потребовало множества работ по дополнительной подгонке и загибу. У наших же варганов все получается сразу ровно!
     3. На практике, во время регулировки зазоров копии этого варгана, я отметил, что данная конструкция, с широко расплющенной основой рамы, очень удобна для настройки двумя плоскогубцами. В отличие от других варганов, угол и положение рабочих кромок очень легко меняются.
     4. Создатель варгана явно думал об эргономике (хоть и наверняка не знал этого слова)). Плоское основание очень удобно для хвата типа "шприц". Губки деки не ровные, а утоньшаются к кончикам, что очень приятно для частой игры на варгане.

В результате можно предположить, что звук был либо среднего, либо высокого качества, что и было воспроизведено при реконструкции.

Обработка поверхности

Судя по полированным ножам из дамасской стали и ювелирным украшениям, метод полировки был хорошо известен новгородцам в средние века. Однако данный варган кривоват (в несущественных для звука местах), и мало вероятно, что он позиционировался как украшение, поэтому сомнительно, что был полирован полностью. Хотя некоторые детали могли полироваться с известной долей вероятности. Это:

1. Язычок — углеродистая сталь очень дорога, а полировка уменьшает коррозию.
2. Места губок, на которые ставятся зубы.

Описание копии варгана XIV в. из Новгорода Великого и результаты работы

Первый вариант


     
Здесь вы видите первый вариант реконструкции, на котором получался "средний" звук. Форма язычка в плане не оптимизирована, она не сужается, просто прямоугольна. Колено отогнуто не до прямого угла, а немного наружу, как это делается на неважных в отношении гармоничности звука варганах. Кромки заточены, но не до ножевого состояния, в одних местах они острые, в других вместо острия есть плоская вершинка. Рабочие кромки подведены друг к другу, но особой ровности и параллельности нет. Пример звука этого варгана:

This text will be replaced


Второй вариант


     


Позднее этот вариант был доработан до звука "высокого" качества. Здесь язычок имеет сужение в плане, в районе корня его толщина уменьшена ковкой молотком, затем материал с боков сточен, чтобы получились ровные края. Кромки острые, загиб колена немного внутрь, что даёт минимальное количество призвуков. Все рабочие кромки выставлены в одну общую плоскость. Зазоры маленькие и относительно ровные, но без фанатизма. Трудно было представить более тонкую регулировку этого варгана для достижения профессионального звука в то время. Пример звучания (в записях нет никакой обработки звука):

This text will be replaced

Видео процесса изготовления

Чертёж варгана



Огромное спасибо Антону Каменскому, за помощь в поиске материалов, предоставлении прорисовки с размерами. Ирине Богатырёвой за редактирование текста.
1. Арциховский А.В. Археологическое изучение Новгорода. В кн.: Материалы и исследования по археологии СССР. Том 1. № 55. Труды Новгородской археологической экспедиции. М., 1956
2. Очерки русской культуры XIII-XV веков. Часть первая. Материальная культура' \\Под ред. А. В. Арциховского - Москва: Издательство МГУ, 1969 - с.с.480
3. Колчин. Б. А. Черная металлургия и металлообработка в древней Руси. М., 1953; его же. Техника обработки металла в древней Руси. М., 1953.

< Назад к статье "Русский варган" |

Данная страничка посвящена русскому варгану и музыке на русском варгане. © Vladimir Markov 19.01.2017