| Новости | Обо мне | Русский варган | Проекты | Обучение игре | Изготовление | Ссылки |   

Особый русский варган


      Один из старых русских варганов привлёк моё внимание ещё на заре моего увлечения этим особенным музыкальным инструментом. Один из новгородских варганов XIV века имел совершенно особую, нетипичную, отличную от других форму. Круглое кольцо-основание, удлинённая форма, короткий хвостик - он завораживающе прекрасен. Однако в то время фотография его гуляла в сети всего одна, да и то в качестве, не позволявшем разглядеть детали.

      Второе откровение случилось позже, когда появились немного более чёткие фотографии, глядя на которые, можно было предположить, что этот варган, единственный из найденных в нашей стране, имеет крепление "клином".

      Здесь я сделаю небольшое отступление, поясняющее некоторые особенности конструкции варганов. Варганные специалисты выделяют только два типа крепления язычка исторических варганов, см. [1]:
1. Крепление молотком - наиболее широко распространённый тип заделки. С одной стороны рамы делается паз, в него вкладывается язычок, и затем прессом или молотком расклёпываются края этого паза, так, чтобы металл сместился в сторону язычка и надёжно закрепил его.
2. Крепление клином. В середине рамы делается прямоугольное отверстие, в которое вкладывается язычок. Сверху в отверстие вставляется третья деталь - специальный клин, который вбивают молотком до надёжной фиксации. Такой способ встречается только в Скандинавии (особенно в Норвегии), Галисии и Сицилии.

      Третье удивление этим варганом случилось этим летом, когда мне довелось воочию увидеть его в историческом музее Великого Новгорода. Дело в том, что этот инструмент имеет совершенно отличное от принятой классификации крепление язычка. Несмотря на наличие прямоугольного отверстия и схожесть на первый взгляд с "норвежским" типом, в этом варгане отсутствует третья деталь - клин. Глядя на варган сбоку, мы видим язычок, плавно утолщающийся к корню - с обычной толщины, немного тоньше миллиметра, до четырёх миллиметров. Таким образом, его корневая часть имеет утолщённую клиновидную форму, и он просто вбивается в раму варгана - без всякого клина. Это очень простое, изящное и уникальное решение. Не исключено, что где-то в музеях есть ещё такие инструменты, но специальный поиск по фотографиям результата не дал. Это пока единственный подобный варган. Современные варганы имеют большее количество способов заделки, но это уже другая история.

       К сожалению этот уникальный и возможно единственный в своём роде варган очень странно реставрировался. Его поверхность зачищалась так сильно, что снято много металла с его поверхности и самое главное, судя по фотографии перед "реставрацией" колено его язычка было в нормальном, загнутом положении.
1. Gjermund Kollveit. Jew's Harps in European Archeology 2006, Archeopress, British Archeological Reports International Series 1500 ISBN 1-84171-931-5

< Назад к статье "Русский варган" |

Данная страничка посвящена русскому варгану и музыке на русском варгане. © Vladimir Markov 5.9.2016